В средние века в ратуше славного голландского города Онде-Ватер поставили специальные весы, по образцу которых сделали весы в Кельне, Мюнстере и других славных средневековых европейских городах. Эти весы использовались для взвешивания… ведьм. То есть, тех, кто был обвинен в ведьмовстве. И если вес несчастной превышал 50 кг — ее отпускали восвояси: считалось, что женщина тяжелее полуцентнера не может подняться в воздух на метле. Так что не всех в те мрачные годы отправляла на тот свет инквизиция.
Следующее заблуждение, связанное с инквизицией, касается ее охоты на ведьм как исключительной функции. Колдовство во многих странах, и до возникновения инквизиции, и после того, как она угасла, считалось негодным делом. Но до XVI века дела о колдовстве рассматривались светским судом. Две характерные детали. В постреформационной Германии ведьм и еретиков продолжали казнить столь же часто, сколь и в Испании. Стоит вспомнить и судебный процесс над салемскими ведьмами в американской Новой Англии, куда никогда не ступала нога инквизитора.
Инквизиционный трибунал не был таким кровожадным, как рассказывается. И еретику, обратившему на себя внимание инквизиторов, вовсе не обязательно грозила казнь. Чаще всего у него изымали часть имущества, либо все имущество, либо отправляли в изгнание. Вот, если он активно проповедовал ересь и упорствовал в своих убеждениях, не желая отказываться от них, тогда еретика ждала иная судьба.
Но не следует думать, что разъяренный упорством очередного еретика инквизитор тут же хватался за «Молот ведьм». Собственно, он обращался к ней, но как к своеобразной должностной инструкции — ведь в этой книге содержались основные аспекты деятельности инквизиции. Никаких описаний изощренных пыток и смертных казней в ней нет. Присутствуют лишь довольно грубые инструкции по применению к подозреваемым особой степени дознания.
Рабочее зеркало ТТР Казино.
Ушлые коммерсанты весьма любят пугать обывателей демонстрацией и гастролями по городам музеев с экспозициями средневековых орудий пыток (как, например, в Праге). Но все они были изобретены вовсе не инквизицией. В средневековой Европе и до инквизиции, и помимо нее судебные процессы не обходились без пыток, и они считались таким же обязательным атрибутом, как сегодня наличие у подсудимого адвоката. Более того, за пределами Испании у инквизиции не было ни одной собственной тюрьмы — пользовались имевшимися и служившими там палачами.
Не стоит думать, что и Джордано Бруно, и Жанну д’Арк, и многих других осужденных инквизицией сожгли на костре за ради спасения их души. Насильственная смерть — самое негодное для этого средство, что было понятно и самим инквизиторам. Сожжение на костре, впервые проведенное над шестью еретиками в Севилье в 1481 году, было жестоким наказанием за ересь, если обвиняемый не раскаялся в своих деяниях даже под пытками.
Принято считать, что инквизиция люто ненавидела ученых и преследовала их самих и созданные ими научные работы. Это не так. Если университеты и прочие учебные заведения не являлись средоточием антирелигиозной пропаганды, они неплохо сосуществовали с инквизицией. Именно антирелигиозная деятельность (точнее, оккультная пропаганда) возвела на костер того же Джордано Бруно. А поскольку в своих трудах он философски интерпретировал теорию Коперника, инквизиторский гнев обратился и на него. В истории инквизиции был единственный ученый, наказанный именно за свои теории и открытия, — Галилео Галилей. Да и того Папе Римскому пришлось реабилитировать. Правда, лишь в 1992 году…
Еще одно ошибочное мнение связано с преследованием инквизицией иноверцев — мусульман и иудеев. Вне христианских захватнических войн и крестовых походов, так сказать, в мирное время иноверцы находились, если можно так выразиться, вне правового поля действия инквизиции. Совсем другое дело, если по каким-то причинам мусульманин или иудей официально менял веру — крестился. Тогда за доказанное нарушение христианской веры он, как правило, мог быть сразу же отправлен на костер.
В литературе и Интернете «гуляют» огромные общие цифры жертв инквизиции. Вплоть до сравнимых с потерями в мировой войне. Но разумные люди, причем как верующие, так и атеисты, склоняются к цитированию вдумчивых исторических работ, упоминающих порядка 30 тысяч казненных за ересь в течение четырех столетий. Конечно же, эти жертвы ужасны. Но в те же годы Средневековья светский суд отправил на тот свет никак не меньше людей.
Торжество инквизиции, как считают, пришлось на XVI век, когда ей стала подвластна цензура книг. Но уже в следующем веке ей пришлось значительно уменьшить число своих жертв. Просвещенный и веротерпимый XVIII век подписал инквизиции смертный приговор, который и был почти приведен в исполнение веком XIX: в 1834 году священная инквизиция была упразднена в Испании. «Почти» — потому что борцов с ересью буквально спасла католическая бюрократия. Дважды переименованная в XX веке, инквизиция существует и поныне под названием Священная конгрегация доктрины веры.