Переменчивые ветры истории творят настоящие чудеса с местами, где живут люди. Тысячи и тысячи рыбацких поселков таковыми и остались по прошествии сотен и даже тысяч лет. Но одному из них, в дельте реки Янцзы, повезло настолько, что он стал крупнейшим городом Китайской Народной Республики и вошел в десятку самых населенных городов мира. В нынешнем веке Шанхай уверенно превращается в центр всей Восточной Азии.
О темпах развития Шанхая можно судить хотя бы по его метрополитену, ныне протянувшемуся на 420 км и опередившему на 12 километров лондонский. Но дело не в длине, потому что Лондон строил свое метро целых 140 лет, а Шанхай «уложился» в 15! Туристам не советуют самостоятельно заниматься исследованиями метрополитеновских недр. Количество выходов из некоторых станций может достигать двух десятков, а на переходы между ними можно потратить от 10 до 15 минут. Очень просто заблудиться, особенно если не знаешь китайского языка.
Что творится на земле, точнее, на автомагистралях Шанхая, — европейскому уму непостижимо. Поначалу кажется, что происходит совершенный беспредел и хаос. И когда сообщают о довольно редких шанхайских ДТП — это приводит в изумление. Оказывается, дорожное движение в Шанхае — это не ПДД, а самоорганизация. В иерархии, кого нужно пропускать на проезжей части, идут по нисходящей: автобусы, грузовые авто, автомобили, мопеды, велосипеды. «Низшие чины» — пешеходы: они должны пропускать всех. Пройти по пешеходному переходу в Шанхае — незабываемая порция адреналина.
Хуанпу, приток Янцзы, делит Шанхай на две части: его исторический центр, старый город Пуси на западном берегу Хуанпу, и новый деловой район Пудун на берегу восточном. По непонятной традиции, китайцы из Пуси предпочитают не вести никаких дел с китайцами из Пудуна. Говорят, считают их избалованными, даже ленивыми…
Но в чем едины мужчины с обоих берегов Хуанпу — так это в своем хобби. Нет, это не рыбалка. Как только наступают выходные, шанхайцы выходят на набережную Хуанпу и… запускают в небо сотни воздушных змеев! Каждый летательный аппарат — предмет немалой гордости его хозяина, каждый чем-нибудь да отличается от других, невозможно отыскать двух одинаковых воздушных змеев.
А вечером в Шанхае, вечно куда-то спешащем, можно испытать сильное впечатление от контраста потока людей и машин с группами людей, неспешно исполняющими под музыку танцевальные па. Уроки танцев посреди многомиллионного города? Да, это они. Присоединяйтесь! От вас потребуется лишь желание и небольшая сумма в юанях.
После полуночи возле всех более-менее больших клубов Шанхая начинается приготовление пищи для клубных завсегдатаев, желающих после тусовки основательно перекусить. В фаст-фудах по-китайски готовят овощи, фрукты, мясо и тофу. Недостаток гигиены компенсируется вкусной едой. Быстрая еда предназначена для туристов и местных жителей, меняющих полноценный обед на перекус стоимостью в 10 юаней.
Среди множества шанхайских торговых точек есть одна, о которой стоит сказать особо. Это брачный рынок. Самый настоящий, с прилавками. Только продают там не продукты или одежду, а, так сказать, свое будущее. В выходные на брачном рынке наблюдается форменное столпотворение: в поисках спутницы жизни сюда приезжают множество молодых людей, зачастую в сопровождении родителей. Ходят по прилавкам и читают развешанные там объявления. Думается, если бы не находили свои вторые половинки — не пользовался бы этот рынок такой популярностью.
Интересно не только в Шанхае, но и поблизости от него. В нескольких десятках километров от города выстроили кварталы, точь-в-точь скопированные с оригиналов европейских городов. Так сказать, мини-версии. В шанхайских пригородах уже есть своя «Германия» (даже памятники Гете и Шиллеру установили!), свой Дорчестер, свои Венеция и Барселона.
А в самом Шанхае на Персиковой улице стоит бронзовый бюст Пушкина. Уже третий по счету. Потому что первый уничтожили японские оккупанты в годы войны, второй — свои хунвейбины во время «культурной революции». Новый бюст поставили в 1987-м, спустя полвека после первого варианта памятника. И до сих пор он — единственный во всем Китае, посвященный иностранному поэту.