Дух Рима отличен от духа Эллады. Римские зодчие решали новые задачи, определявшиеся особенностями строительного искусства великой империи. Несмотря на это, величайший шедевр римской архитектуры был создан греком Аполлодором, который, к тому же, был родом из Дамаска (Сирия). Туры в Рим обязательно включают в себя посещение этого храма.
Речь идет о Пантеоне, построенном во 2 в. римским государственным деятелем и полководцем Марком Випсаниом Агриппой. Этот «храм всех богов» признан величайшим памятником Древнего Рима. Его строительство связано с последним этапом расцвета Римской империи.
Художественный образ Пантеона является огромным достижением античности. В его основу положен дерзкий замысел в сочетании со строгими расчетами.
Они заключались в гармоничном сочетании основных элементов: ротонды (круглая постройка), купола и портика (крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны). Диаметр ротонды равен общей высоте храма и, если в его пространство вписать шар, купол будет его половиной. Никогда более в античном мире не сооружались такие грандиозные купола. Его диаметр превышает 40 м. Для поддержки такой громады, потребовались весьма массивные стены, толщина которых превышает 6 метров. Это придает всему внешнему облику Пантеона некую тяжеловесность. Но вся она сглаживается небывалым простором, открывающимся перед взором посетителей внутри храма. Здесь — подлинное царство света. Он льется сверху, из знаменитого «ока Пантеона» — девятиметрового отверстия в куполе. Свет «не растекается», а остается в форме гигантского луча, становясь плотным почти осязаемым.
Изнутри купол был украшен множеством позолоченных звезд, что делало его похожим на ночное небо. Благодаря этому человек воспринимал пространство храма, словно частицу Вселенной, собранную под его сводами. В этом проявляется основная идея прекрасного сооружения: величавая мощь, озаренная изнутри ярким светом. Преддверием храма является портик с двумя рядами внушительных монолитных колонн. Они выполнены из красного египетского гранита, и их венчающая (верхняя) часть — из греческого мрамора. Своим великолепием портик несколько скрадывает массивный цилиндр ротонды. Вдаваясь на маленькую площадь, он кажется большим и затушевывает колоссальную ротонду храма. Снаружи первый ярус храма облицован мрамором, а два верхних яруса оштукатурены. Внутреннее убранство ротонды необычайно торжественно: стены отделаны дорогими камнями, пол выложен мозаикой.