В Средние века в каждом крупном городе Западной Европы возводился собор. Долгое время он был не только местом службы, но и убежищем для населения на случай стихийного бедствия или нападения врагов. Такие города как Париж или Рим строили великолепные монументальные памятники. К их числу относится легендарный Нотр-Дам де Пари — Собор Парижской Богоматери. Посещение этого величественного собора обязательно включено во все туры в Париж.
Грандиозный храм проектировали в соответствии с новым, готическим стилем. Это был «век Церкви торжествующей». В отличие от романского стиля, с его толстыми стенами и маленькими окошками, напоминающими амбразуры, для готики характерны высокие башни, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные окна. В таких зданиях царят вертикали и стрельчатые формы, а стены прорезаны сужающимися кверху нишами, кажется, что собор «струится». Строительство кафедрального собора Нотр-Дам началось в 1163 г., при Людовике VII Французском.
Для храма выбрали лучшее место — на острове Сите, на месте храма Юпитера. В те времена Сите и был Парижем. Остров посреди Сены завоевывали римские легионы, на него обрушивались племена гуннов и норманнов.
Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более полутораста лет. Собор изначально должен был вмещать в себя всех жителей Парижа. Но пока его строили, прошло более 150 лет, и население города многократно увеличилось. К 1315 г., когда была закончена внутренняя отделка, к храму подступали мастерские ремесленников и лавочки торговцев. Главный фасад был более нарядным, чем сейчас: все статуи фасада и порталов в то время сверкали яркими красками на золотистом фоне. Однако предусмотренные в проекте остроконечные шпили на верхушках двух башен так и не были выстроены. Внутри храма тоже звучала основная идея готической архитектуры. Это царство вертикальных линий, стройных каменных столбов, соединенных стрельчатыми арками. Вы здесь не увидите настенной живописи, и одним единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких окон. Все подчинено бурному взлету вверх, к небу. Поэтому собор поражает размахом пространства.
Мир готики, отраженный в потрясающем внешнем убранстве храма, таинственен, запутан и неоднозначен. Оформляя здание, рядом с иллюстрациями к Библии мастера помещали сюжеты из повседневной жизни и даже чудных аборигенов неизвестных земель (тогдашние представления о дальних странах были очень далеки от реальности). Появлялись даже пугающие изображения горгулий, демонов и химер. В 17-18 вв. собор Нотр-Дам был подвергнут многочисленным переделкам, которые несколько исказили первоначальный облик каменного чуда.