Ведущую роль в жизни Древней Греции играли Афины. Этот город-государство (полис), расположенный в Аттике, был назван по имени дочери Зевса — Афины. Он считался главным центром ее культа. Во славу этой богини мудрости был воздвигнут самый величественный памятник древней Эллады — Акрополь.
Для него выбрали скалистое возвышение с отвесными склонами. Вначале здесь возвели городские укрепления, а при тиране Писистрате (560-527 гг. до н. э.) построили храм богини Афины Гекатомпедон. В 480 г. до н. э., во время греко-персидских войн, почти все сооружения были разрушены.
Жители города дали клятву восстановить свои святыни после изгнания врагов из Эллады. Это произошло при Перикле, когда Афины достигли своего наивысшего расцвета. В это время здесь жили и творили крупнейшие ученые, писатели и художники Древней Греции, произведения которых сохранились доныне: Эсхил, Софокл, Геродот, Фидий, Анаксагор, Эврипид. Весьма примечательно, что первое сооружение было не архитектурное, а скульптурное — статуя Афины Воительницы (Промахос).
На Акрополе стояла статуя Афины-Промахос (Воительницы) работы скульптура Фидия. Грозная воительница правой рукой опиралась на свое копье, а левой держала щит. Выполненная из бронзы, статуя имела высоту около 7 м и была хорошо обозрима из любого места города
Это было вполне закономерно, поскольку возглавлял строительство акрополя величайший скульптор периода высокой классики, личный друг Перикла — Фидий. Через год архитекторы Иктин и Калликрат приступили к строительству Парфенона (447-438 гг. до н. э.). Он был задуман им как общеэллинский храм наподобие храма Зевса в Олимпии или Аполлона в Дельфах. Поэтому выбрали площадку с самой высокой точкой акрополя.
Парфенон возводили из пентелийского мрамора. Вскоре прямоугольное здание, обрамленное с четырех сторон колоннадой, заняло южную часть акрополя, получив господствующее положение в пейзаже. В отличие от других сооружений Эллады, Парфенон скорее напоминал не вместилище божества, а монумент военной и гражданской славы Афин. Среди храмовой архитектуры древнего мира трудно назвать сооружение, в котором идеалы общества воплотились бы с такой же силой, как в Парфеноне. В 437 г. до н. э. архитектор Мнесикл начинает строительство главного входа на акрополь — Пропилеи. Его сориентировали на Афину Промахос. Справа стоял храм богини победы — Ники. Своей стройностью и изяществом, он непроизвольно вызывал чувство радости.
В 421 г. до н. э. начинается строительство Эрехтейона. Это здание, посвященное культу Афины Паллады и Посейдона, было своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Оно имело необычную асимметричную планировку, вызванную значительным перепадом высоты. Часть колонн сделали в виде статуй девушек.
Остается загадкой, был ли у строителей Акрополя единый замысел или этот ансамбль создавался постепенно. Тем не менее, размеры и характер застройки отразили расцвет Аттики и демократические начала Афинского государства — быть подлинно народным. Масштабы храмов и монументальных скульптур не подавляли человека, а были соразмерны ему, создавали своеобразную героически-радостную атмосферу. Хотя до наших времен сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными, они все равно поражают своей красотой и изысканностью. Именно к этому величественному сооружению наиболее точно подходят слова: «Архитектура — это застывшая музыка».
Спасибо за экскурс в историю. У нас (в Литве) Акрополем назван крупнейший торгово-развлекательный комплекс. Спросишь, что такое Акрополь, отвечают — магазин 🙂