Одним из самых могущественных фараонов Нового царства был Рамсес II, правивший приблизительно в 1290-1224 гг. до н. э. При нем продолжалось строительство храмового комплекса бога Амона в Фивах. Но наиболее известны два его других сооружения — это храмы, высеченные в скалах, расположенных на берегу Нила, в Нубии. В древних иероглифических надписях их называли «священной горой». Современное название — Абу-Симбел произошло от наименования одной из скал.
Из двух храмов наибольшую известность получил Большой, воздвигнутый в честь самого царя Рамсеса II. На его фасаде высечены четыре колоссальные фигуры, каждая высотой 20 м и массой в 1200 тонн. Фараон повелел изобразить себя и трех богов, которые покровительствовали ему, — Амон, Ра и Птах. Ликам богов был придан внешний образ правителя Египта. Все четыре изваяния повторены без единой ошибки, что вызывает немалое изумление. Взгляд фараона устремлен навстречу солнцу, на восток. У его ног расположены небольшие фигуры членов семьи: жены Нефертити, матери и нескольких детей (Интересный факт: всего у фараона было более 200 детей). Внутри Большой храм представляет из себя четыре последовательно уменьшающихся зала прямоугольной формы с боковыми помещениями. В первый допускали всех желаюших, во второй — знать, в третий — жрецов, а в последний, Малый зал, мог входить только сам фараон со своей многочисленной свитой.
Стены Большого зала покрыты текстами и рельефами, восхваляющими владыку. В боковых камерах-кладовых хорошо сохранились каменные скамьи-ларцы для хранения различной утвари. В Малом зале слева направо восседают четыре скульптуры: это бог Амон (царь всех богов и покровитель власти фараонов), Ра (бог восходящего солнца), бог Птах (покровитель искусства и ремесел) и сам Рамсес II (на правах бога).
В непосредственной близости от Большого находится Малый храм. Он посвящен богине неба, любви, женственности и красоты — Хатхор, а также супруге фараона — Нефертити. В нишах его фасада, по обе стороны от центрального входа, выступают шесть фигур богов. Женские боги имеют облик Нефертити, мужские — Рамсеса II. Мастерство создателей изваяний поражает: кажется, что боги вот-вот выйдут из скалы. Когда Египет потерял власть над Нижней Нубией, храмы были заброшены и постепенно поглощались песками Сахары. Поэтому в Европе о них стало известно только в начале 19 в. по описаниям швейцарского ученого И. Л. Буркхардта. Во время исследований египетских древностей, он обнаружил три головных убора гигантских фигур видневшиеся из песка. Отвоевать храмы у пустыни удалось не сразу, так как местные шейхи не давали разрешения на проведение работ. Это удалось сделать известному итальянскому путешественнику, авантюристу и искателю кладов Д. Бельцони. Когда он и его спутники проникли в огромное полузасыпанное помещение, то обнаружили целый подземный храмовый комплекс, высеченный в монолитной скале. Восхищенный увиденным, Бельцони записал в дневнике: «…выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно разукрашенный храм — с барельефами, росписями и статуями».
В журналах по туризму вы наверняка сможете найти еще немало красочных фотографий этих великолепных храмов. Мы только коротко осветили эти памятники старины.