В Африке христианство сначала не получило большого распространения, за исключением одного из древнейших государств континента коротких теней — Эфиопии. В начале Средневековья часть ее территории входила в состав государства Аксум. Своего наибольшего расцвета оно достигло в 4-6 вв. В это время в Аксум проникает христианство и уже в середине 4 в. становится государственной религией. После того как в 641 г. арабы завоевали Египет, древний могучий Аксум был отрезан от христианского мира. Его упадок начался с 8 в., а в первой половине 11 в. государство распалось.
Однако христианская религия показала на эфиопской земле свою жизненную силу. В 12 в. центр хозяйственной и культурной жизни страны переместился на юг, в лабиринты гор и тесных ущелий. Здесь произошло объединение христианских княжеств в царство, которое возглавили правители династии За-гве. Наибольшую известность среди них получил легендарный царь Лалибела. Своей столицей он избрал ничем не примечательное дотоле селение, расположенное к востоку от озера Тана, на высоте более 2000 м. Оно получило имя своего правителя — Лалибела. Царь был ревностным христианином. По существующему преданию, увидев колыбель христианства — Иерусалим, он был потрясен его величием. В ответ на захват города мусульманами в 1187 г. Лалибела решил построить в уединенных горах свою святыню — новый Иерусалим. Сюда пригласили искусных каменотесов из Египта и Палестины, а также местных мастеров. Инструменты собирались по всей стране и изготавливались в специальных мастерских. Вскоре началось строительство, причем его способ был необычен. В песчанике вырубались громадные траншеи, глубиной до 20 и более метров. Они опоясывали гигантские монолитные глыбы. Затем вырезали колонны, скульптуры, галереи, проходы; вытесывали купола. Все делалось из единого тела скалы, с удивительной точностью. В Лалибеле ошибки не допускались. Один лишний удар мог погубить многолетний труд десятков мастеров.
Получилось прекрасное, ни на что не похожее святилище — высеченные из горной породы церкви, гроты, часовни и соединяющие их подземные ходы. Две группы по пять церквей, расположенные на разных уровнях, были соединены не подземными, а подскальными ходами. Церкви не повторяли друг друга, но все они эфиопские.
Самое крупное сооружение — храм Христа Спасителя, длина которого более 30 м. Со всех четырех сторон он обнесен колоннадой. Это единственное украшение храма, но именно простота придает ему величие и необычайную выразительность. Проходами он соединен с церквями Девы Марии (возможно, самой старой из церквей) и Голгофа.
Христианские монахи никогда не покидали Лалибелу и тщательно оберегали церкви. Поэтому они хорошо сохранились, если не считать некоторых повреждений, нанесенных мусульманскими завоевателями.