К странам, куда буддизм проник довольно рано, а затем укоренился и стал важнейшей религией, относится Мьянма (Бирма). Сегодня в эту страну турагентства предлагают различные паломнические туры. Она лежит южнее Китая и восточнее Индии. Считается что еще в 3 в. до н. э. царь Ашока из индийской династии Маурьев отправил сюда двух буддийских проповедников. Они создали общину в существовавшем тогда государстве народности мон — Татон. В 3-5 вв. миссионеры из Восточной Индии создали общины и в долине Иравади, где находилось государство народа пью — Шрикшетра. Но крупнейшие буддийские памятники были воздвигнуты значительно позже в городе Паган.
Он был основан в 841 г. в самом центре страны. Через 200 лет первый бирманский король Аноратха сделал его своей столицей. Захватив земли, населенные мо-нами, он перевел мастеров в Паган и приказал возвести несколько святилищ. Первым большим строением стал Швезигон. Это массивная пагода, покрытая золотом и окруженная множеством небольших ступ. Затем были возведены и первые храмы. Наиболее известный из них — Ананда, построенный в конце 11 в. В отличие от основательного и несколько тяжеловесного Швезигона, Ананда — легкий, утонченный храм, завораживающий своей архитектурой. На другом конце Пагана стоит другое святилище, построенное монским царем Манухой. Он был почетным пленником Аноратха. Как гласят хроники, ему оставили придворных и часть казны. Мануха продал один из своих драгоценных камней и на вырученные средства построил уникальный храм. В его центральном зале находится статуя сидящего Будды, заполняющая все пространство. Пройти в соседний, меньший зал можно, только протиснувшись между пальцами руки Будды и стеной. Очевидно, так поверженный царь хотел показать свое положение в Пагане.
Но самое выдающееся сооружение страны было возведено не в Пагане, а в Янгоне. Этот город основали на месте монского поселения Дагон. Сегодня на вершине холма, к северу от Янгона сияет восхитительное святилище, похожее на гигантский колокол высотой почти 100 м. Это высочайшая пагода (ступа) мира — Шведагон, ее название означает «золотой Дагон». Главная пагода приняла современную форму в 15 в., во времена правления царицы Шинсобу. В соответствии с ее волей, сооружение было покрыто золотыми листами. Этим богатое убранство Шве-дагона не ограничивается. Над строением возвышается золотой шпиль, к вершине которого подвешены золотые и серебряные колокольчики. При малейшем дуновении ветра они раскачиваются, и тогда в воздухе звучит тихая нежная мелодия. Сам шпиль увенчан восхитительным шаром с инкрустациями из драгоценных камней. Но для паломников и других верующих главная ценность Шведагона заключается в хранящихся здесь реликвиях. Они приклеивают на ступу золотую фольгу или оставляют в дар цветы.