Розовый город
Розовый дворец, вырастающий прямо из скалы, кажется сказочным, нереальным. Это сокровищница Петры — удивительный, не имеющий аналогов памятник архитектуры древней столицы Набатейского царства.
Туристы со всего мира стекаются в Иорданию, чтобы увидеть древнюю Петру и поразиться ее многочисленным памятникам, чьи фасады высечены из скалы. Это многокилометровый розовый город, где монументальные здания переливаются красками зари. На территории Петры — 800 экскурсионных объектов. Ежегодно сюда приезжает около полумиллиона человек.
В 2007 г. Петра внесена в число новых чудес света, и это справедливо: на всей планете вы не найдете подобного примера человеческого мастерства, преобразившего горы.
Затерянный город
Природное расположение Петры таково, что каждый для себя открывает этот затерянный город, повторяя удивительное приключение швейцарского путешественника и авантюриста Иоганна Людвига Буркхардта.
Долгое время Петра оставалась легендой. Путешествуя по Востоку, Буркхардт не раз слышал о городе-призраке в районе горы Джебель Гарун, хотя и не представлял всего его величия. Но бедуины свято оберегали тайну Петры. Тогда Буркхардт решил проникнуть в запретный город хитростью…
В 1812 г. путешественник, выдавая себя за богослова, нашел проводников к гробнице пророка Аарона на горе Джебель Гарун, где якобы обещал совершить жертвоприношение ягненка.
Хирургическое лечение косоглазия niar-vision.ru.
Ум и настойчивость Буркхардта были вознаграждены: после прохождения каньона Сик ему открылись сотни скальных гробниц и пещер, огромные фасады, монументальные храмы — целый город древней цивилизации, затерянный в пустыне.
Да, это была легендарная Петра!
Каньон Сик
Единственная дорога в Петру (если не считать путей альпинистов и экстремалов) ведет буквально сквозь горлышко бутылки и оставляет неизгладимое впечатление. В конце пути каждого ждет внезапное открытие — для любого из путешественников не менее потрясающее, чем для Иоганна Людвига Бурк хардта.
Каньон возник в результате доисторического землетрясения. Его протяженность — чуть больше километра.
Каньон очень извилист и наполнен многочисленными поворотами, за каждым из которых — новая достопримечательность: ниши-алтари в стенах, барельефы, вырезанные из камня слоны или верблюды, римские стены-укрепления у какой-нибудь щели в стене каньона — возможно, оттуда, рискуя сломать себе шею, спустится враг…
По преданию, Сик образовался от удара посоха Моисея: выводя свой народ из Египта, он в поисках воды ударил по велению Бога в скалу. Из гор забил родник, а в скалах прорезалось ущелье. Ну а поскольку посох Моисея был кривой, то и ущелье получилось извилистым.
Еще на входе в Сик встречают первые памятники древней культуры набатейцев: Обелисковая гробница и кубические Джинновы глыбы (на самом деле они посвящены не джиннам, а верховному набатейскому богу Душару). Подобные кубы-алтари встретятся и по пути дальше.
А вот арка, венчающая вход в Сик, к сожалению, не сохранилась. Кроме того, каньон раньше весь был вымощен брусчаткой: теперь об этом напоминает только несколько участков.
Вдоль пути по каньону найдется немало каменных уступов, природных и рукотворных, где можно присесть отдохнуть, полюбоваться на сплав природы и рук человека. Именно здесь понимаешь, что такое настоящий ландшафтный дизайн.
Иногда неясно: то ли на стене каньона оставлена надпись на древнем языке, то ли ветер виноват.
Но самое яркое впечатление ждет в конце каньона.
Сокровищница Петры
На выходе из каньона открывается вид на символ Петры, ее самое знаменитое здание, чей огромный фасад и внутренние залы целиком высечены из скалы. Это знаменитая гробница одного из на батейских царей, скальный храм-мавзолей, Эль-Хазне, или Сокровищница фараона.
Точного понимания, для чего создали это здание, до сих пор нет. По наиболее распространенной версии, это роскошная гробница набатейского царя Ареты IV, оставившего этот мир в 40 г. н. э. Возможно, главный зал предназначался для саркофага царя, а боковые залы — для его жен, Хулду и Шакилат.
Двухэтажный храм-мавзолей вытесан из скалы приблизительно между I в. до н. э. и II в. н. э. Но до него место не пустовало: в 2006 г. археологи обнаружили, что под сокровищницей находится еще 11 культурных слоев, в том числе более древние гробницы и… фонтаны. Некогда Эль-Хазне выглядела еще величественнее: двухэтажный фасад, который потрясает современного человека, находился на возвышении, а к нему вела каменная лестница.
С тех пор пески занесли лестницу; впрочем, и дно Сика в те времена было намного ниже, так что открывавшаяся путешественникам на выходе из каньона картина была еще грандиознее.
Ученые полагают, что здание сооружалось сверху вниз: камнерезы стесывали поверхность скалы, начиная с верхнего этажа, постепенно вырубая в скале залы и колонны. Построить леса было сложно — в этой местности деревьев мало.
Судя по архитектуре, мастера испытали древнегреческое влияние, наложившееся на самобытный набатейский стиль. Возможно, архитекторы были знакомы и со стилем зодчества Александрии египетской.
О древнегреческом влиянии говорит нижний этаж с семью коринфскими колоннами, украшающими фронтонный портик. Яркой деталью выделяется небольшой круглый храм в центре второго этажа, расположенный между двумя полуфронтонами с нишами.
Колонны сокровищницы уникальны для набатейской архитектуры. Опасаясь землетрясений, мастера Петры лишь имитировали колонны, не отделяя их от скал. А вот в сокровищнице колонны далеко отстоят от скального монолита. Архитекторы расположили их на некотором расстоянии от входа, на ступенчатой террасе, что сделало сокровищницу зданием с настоящими колоннами, а не имитациями. Убедиться в этом можно, поглядев на площадь перед Эль-Хазне изнутри, из-за колонн.
В отделке сокровищницы поражают замысловатая резьба, тонкая работа камнерезов. Первоначально ниши фасада создавались без украшений, позднее, возможно, под влиянием римлян, на них появились барельефы.
Ученые до сих пор спорят, кто на них изображен. Дело в том, что барельефы серьезно разрушены временем. Даже в середине XIX в., когда европейцы вслед за Буркхардтом начали посещать Петру, барельефы были в лучшем состоянии. Судя по рисункам того времени, на полу фронтонах запечатлены женские фигуры с занесенными топорами. Кто это — богини, амазонки?
Центральная фигура — возможно, Исида. Также не исключено, что на барельефах изображены греческая богиня победы Ника и египетский бог-сокол Гор. Ничего удивительного, ведь Набатея была местом пересечения культурных влияний.