Первая обитель цивилизации.
Что такое цивилизация? Каково определение этого понятия? Не вдаваясь глубоко в философские дебри, перечислим только несколько вещей, которые есть у цивилизации и какие, таким образом, отличают ее от дикости и варварства. Итак, цивилизация подразумевает под собой наличие иерархически разделенной структуры общества (на светскую и жреческую власть, купцов, ремесленников и крестьян, вольных и рабов и т. д.), из которой вытекает сложная система экономических отношений. Цивилизация предполагает определенный уровень ее технического и духовного развития, на котором можно отметить наличие городов, письменности и писаных законов.
Наличие одновременно всего этого с известной долей условности и называется «цивилизация». Этим цивилизованное общество и отличается от дикого племени, у которого нет ни письменности (а только устные предания), ни городов (а только поселения), ни иерархически разделенного общества (а есть только вожди, жрецы и простолюдины). Первые цивилизации, появившиеся на земном шаре в истории человечества, зародились в долинах полноводных рек Нила, Тигра и Евфрата (то есть Междуречья) и Инда.
В этом отношении древняя культура Междуречья — яркий и уникальный пример того, как человечество начало делать первые «цивилизованные» шаги в истории. Именно о ней во всех учебниках говорят как о самой первой. То, что существовало ранее, обычно называют «доисторическим периодом», и, следовательно, с цивилизации Междуречья и начинается история. Древнейший город планеты — Ур — прекрасный образец того, как выглядела эта далекая исчезнувшая цивилизация. Какие же отличительные ее признаки мы сможем увидеть на примере древнего города, не когда главной столицы Междуречья, при более близком знакомстве?
Город благоприятной судьбы.
«Город благоприятной судьбы, благородный престол великих царей, княжеский город Шумера, построенный в чистом месте…» Так начинается текст на одной из глиняных табличек, найденных при раскопках города, датирующейся 2100 г. до н. э. и посвященной тогдашнему царю Ура — Ур-Намму. И действительно, город этот в истории — явление необычайное. Он создан как поселение в долине реки Евфрат еще в V тыс. до н. э., ну а собственно городом стал приблизительно к концу IV тыс. до н. э. Основал и населял его народ шумеров, живший в Южном Междуречье (или на юге современного Ирака) в это время. Именно шумерам принадлежит строительство первых городов Междуречья и изобретение клинописного письма. Хотя это очень древний народ, шумерам также приписывают изобретение многих других вещей, среди которых такие как колесо, ирригационная система, различные сельскохозяйственные орудия, гончарный круг и даже… пиво.
Итак, как уже было сказано, истоки основания города уходят в V тыс. до н. э., а эпоха его первого расцвета относится примерно к началу III тыс. до н. э. Это время историки назвали Ранним династическим периодом (около 3000– 2400 гг. до н. э.). Тогда Ур был городом государством, или номом, и охватывал сельскую округу, которая занимала около 90 км2 вокруг города и также включала несколько небольших городов — Эриду (считается одним из первых шумерских городов), Муру и городище Убайд. В первой половине III тыс. до н. э. Ур контролировал южную часть дельты реки Евфрат и соперничал в борьбе за влияние над регионом с правителями созвучного его названию города Урука. Согласно «Царскому списку» из Ниппура — глиняной клинописной табличке с перечнем полулегендарных династий Шумера и Аккада, приблизительно в 2500 г. до н. э. во всем Южном Междуречье (или Месопотамии) установили правление первой династии Ура.
За этим периодом наступает время упадка. В 2400–2100 гг. до н. э. Ур под чинили соседние города-государства и он вошел в состав первой в истории империи Аккад (по названию этой местности). Аккад объединял весь Шумер и все близлежащие регионы — Ассирию и Элам.
Впрочем, после непродолжительного упадка Ур вновь расцветает во время правления уже III династии Ура в XXI в. до н. э., когда город становится столицей царств Шумера и Аккада. Основатель этой династии — упомянутый царь Ур-Намму. При нем строятся роскошные городские кварталы, новые гавани и оборонительные стены. Именно ему принадлежит строительство великого зиккурата из Ура — огромного святилища, сохранившегося до наших дней. После этого правителя его преемники принимали титулы царей Шумера и Аккада и царей четырех стран света, а некоторых из них даже причислили к сонму богов. От периода III династии Ура до нас дошли десятки тысяч документов хозяйственной отчетности, которые дают исчерпывающее представление о сложной системе управления государством, полностью подчиненной воле царя.
Стоит сказать еще несколько слов о периоде между III и II тыс. до н. э. Именно к этому времени относится вторжение с востока в страну народа эламитов, венчающее собой исчезновение шумерских царей с политической и исторической арены Междуречья. Впрочем, шумеры после этого еще очень долго сохраняют свою культуру и национальную идентичность благодаря шумерскому жречеству. Оно превращается в свое образное научное и религиозное сообщество, которое будет существовать еще тысячи лет, а Ур становится главным центром их культуры.
Шумеры также известны из Библии как халдеи, имя которых стало нарицательным в Средневековье для таких понятий, как маги, ученые, алхимики. Благодаря тому что халдеи/шумеры сохраняли свой уникальный язык так долго, создавая на нем словари и книги для поработивших их позднее вавилонян, ассирийцев и персов, современные ученые и смогли его расшифровать. А мы в свою очередь настолько исчерпывающе осведомлены об именах и событиях давно минувших тысячелетий.
С XVII в. до н. э. Ур попадает под власть Вавилонского царства, а с VI в. до н. э. — Ахеменидского. К концу IV в. до н. э. Ур приходит в упадок. К этому времени его покинули оставшиеся в нем жители, предположительно из-за изменившегося климата, который стал более засушливым. Так закончилась история города благоприятной судьбы, построенного в чистом месте.