вторая часть о Пагане
Пагоды Пагана могут рассказать любому желающему красивую историю о том, как гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, поражающего своим величием и красотой не только азиатов, но и чужеземцев. Только здания надо уметь слушать, а это, увы, дано далеко не каждому…
Каждая пагода скрывает в себе какую-нибудь тайну, только одни из них «заболели смертью» и разрушились, так что в доносящемся из завалов шепоте ничего нельзя разобрать, другие твердо решили стоять на своем и не выдавать секреты своих владык, но третьи, словно мстя за осквернение, готовы выложить все начистоту. Так, пагода Швегуджи, бывшая любимой у правителя Алаунгситху, теперь навечно залита незримой кровью отцеубийства: именно здесь за очередной молитвой четвертого императора Пагана убил собственный сын.
Храм Дхаммаянджи построили всего за три года — именно столько продолжалось правление самого жестокого владыки Пагана, пятого императора Наратху. Из разных уголков Пагана до сих пор доносится неистовый шепот слухов о нем. Вот он убивает своего больного отца, вот приказывает казнить свою жену, дочь индийского императора, — за то, что она посмела воспротивиться готовящимся человеческим жертвоприношениям в честь открытия храма Дхаммаянджи. За ростом и воспитанием своего любимого детища Наратху наблюдал так же пристально, сколь яростно страдал от мании преследования. Едва ли не каждый день приезжал на стройку и, если только игла просачивалась между кирпичами, с удовольствием и ненавистью приказывал уродовать руки рабочих, нередко подменяя своих помощников. Вопреки изрядной подозрительности Наратху настиг смешок судьбы: от кого от кого, а от индийского императора он не ждал восьмерых убийц…
Сейчас Паган — это 40 км2 не одной тысячи пагод — островков среди трех морей: пустыни, густых зарослей и пальм на берегу реки Иравади. Стоит заметить, что пагоды Мьянмы (до 1989 г. — Бирма) и пагоды Японии или Китая — далеко не одно и то же. В Пагане они (иначе называемые еще ступами), скорее, либо ритуальные сосуды, построенные со всем размахом азиатской души, либо мемориальные комплексы. Различают два вида пагод: пайя, не имеющие внутренних помещений, и пахто.
Для пагод Пагана, чем-то напоминающих мезоамериканские пирамиды (легкий намек на возможное родство двух разделенных Тихим океаном цивилизаций), характерны следующие особенности.
В самих ступенчатых сооружениях с квадратным основанием таятся священные помещения, где хранятся религиозные реликвии. На последнем ярусе пагод размещается башня, параллельными волнами сужающаяся кверху. На вершине пагод окаменел язычок пламени (тхи): как будто он действительно горел когда-то, но после разграбления столицы бирманцев время застыло. Так и вправду кажется среди наиболее популярных у туристов пагод, прекрасно отреставрированных. Но чем дальше находишься от знаменитых мест, тем реже встречаются асфальтированные дорожки, храмы принимают унылый вид и кажется, что с каждым пройденным метром по направлению к малоизвестной территории удаляешься на столетия назад.
Когда основали Паган, неизвестно; первое письменное упоминание о нем относится к 850 г. н. э. — именно тогда старый город обнесли каменной стеной, следы которой особо наблюдательные и дотошные путешественники могут увидеть и сейчас. Разумеется, по селение на берегу Иравади появилось гораздо раньше, возможно, еще в I в. н. э. Все основные постройки начинают возводиться одновременно с расцветом государства Паган, то есть с XI в., тогда же город становится столицей одноименной страны. Самое раннее сохранившееся здание — пагода у горы Туран — сооружено правителем по имени Сорахан во второй половине X в. Однако местные жители не согласны с этим, утверждая, что загадочная пагода Бу, словно занесенная снежной бурей, появилась в III в. н. э.
Самая высокая пагода Пагана — храм Всеведущего, или Тхат Бинь Ю, посвященный Будде, как и другие религиозные постройки города. У входа неподвижно стоят стражи, доблестно несущие свою службу вот уже почти 800 лет. Они смотрят на восток, на восходящее солнце, и, если внимательно приглядеться, можно заметить, как грусть пробегает по их лицам вечерней тенью, когда светило скрывается от них. А в ясный день Тхат Бинь Ю пронизывают мелкими иголками солнечные лучи, отчего внутренние помещения храма становятся похожими на волшебную шахматную доску.
Очень красива и необычна пайя Талли, возведенная, согласно преданиям, из каждого 10-тысячного кирпича, по траченного на храм Всеведущего.
Практически с любой пагоды можно увидеть панораму Пагана: вспоротое острыми, словно специально для этого заточенными, шпилями храмов небо. Наиболее удачна для осмотра пагода Шве Сан Да с расположенными строго согласно сторонам света лестницами.
Пайя Швезигон — одна их двух золотых пагод Пагана. Золотыми листами выложена верхняя часть величавого сооружения, как когда-то большинство зданий поистине бесценного города. Согласно преданию, Аноратха положил на спину слона привезенную из Шри-Ланки копию зуба Будды (в обмен на монахов-просветителей) и пообещал, что хранилище реликвии возведут там, где животное соизволит преклонить колени. Так благоговейный поклон слона обозначил место для строительства будущей великой 5-ступенчатой пагоды, законченной уже после смерти легендарного правителя.
Пагода Питака Тайк знаменита тем, что во времена бирманского владычества служила императорской библиотекой: здесь хранились ценнейшие страницы буддистских текстов. По легенде, эту пагоду воздвиг Аноратха специально для священных манускриптов, вывезенных из монской столицы на 32 слонах.
Будда оставил следы своих священных стоп на портале храма Ананда. Эта постройка, названная в честь любимого ученика Будды, с квадратным основанием со стороной 53 м, высота ее — 51 м. В виртуальной перспективе храм Ананда напоминает куб.
На стенах сохранились росписи, изображающие сцены из буддистских преданий. Может показаться, что некий волшебник приложил к стенам священные листы легенд, а на тех проступили вместо букв рисунки. Все четыре 10-метровые статуи Будды (два оригинала и две копии) обращены к востоку, обращены в религию Востока, как их непревзойденный и великий «подлинник» обратил Восток в религию себя.
Известна пагода Мануха, построенная плененным монским владыкой. Трудности своего положения правитель выразил в статуях Будды: все они стиснуты по бокам, прижаты друг к другу, а некоторые опрокинуты навзничь. Освобождение из неволи монский властитель исчернил горьким юмором: в этой пагоде есть фигуры мертвого Будды с замершей улыбкой на лице.
Почти каждая пагода Пагана необычна. Небольшая пайя Нана, внешне привлекательная лишь тем, что выстроена из самана, тем не менее крайне популярна в научном мире. Дело в том, что исследователи до сих пор не могут определить, кому посвящена эта святыня: постамент, где должна находиться статуя, пуст. Если это индуистский храм, тогда пагода Натлаунг Кьянг, отданная во владение поклоняющимся Вишну рабочим, строившим столицу, уже не кажется та кой редкостью. Впрочем, по другой версии, Натлаунг Кьянг переводится как «место, где заперты наты» — духи — хранители Пагана, бывшие на этих землях хозяевами до прихода буддизма. Возможно, так паганские власти решили показать свою терпимость к коренным верованиям, но и одновременно резко ограничить их влияние, «заперев» традиционные культы в одномединственном храме, а остальную часть столицы отдав на откуп Тхераваде.
Не пагодами едиными жив Паган. Дожидаются своих гостей Театр марионеток и мастерская по производству изделий, покрытых лаком. Когда-то бирманцы обладали секретом изготовления этих великолепных предметов, любимых и почитаемых во всей Азии, а сейчас мастерская, напрочь лишенная жадности, готова рассказать всем желающим свои тайны. В Театре марионеток до сих пор показывают удивительные по уровню мастерства кукловодов представления, практически ничем не отличающиеся от тех, что восхищали жителей Пагана почти 1000 лет назад.
Цветущую гору, находящуюся чуть поодаль, в 60 км от древнего города, следует оставить на потом, иначе сил на осмотр Пагана может не остаться. На вершину этого 1,5-километрового недействующего вулкана ведет лестница, собственноручно уложенная одним монахом.
Апогей горы — буддистский монастырь, который вместе с окружающими территориями считается мистическим местом, где живут духи — наты. Около 40 статуй натов хранятся в особой комнате монастыря: они так и ждут, когда все посетители разойдутся и им можно будет прогуляться по склонам Цветущей горы. Особенно популярно это место в дни полнолуний: Надо, на пересечении ноября и декабря, и Найон, когда сталкивается май с июнем. Наты делают все возможное, чтобы их поменьше тревожили, например не пускают на гору людей в красных и черных одеждах. Кроме того, они не едят мясо и прогоняют тех, кто несет его с собой.
Заключение.
Туры в Паган очень популярны, этому способствуют не только дешевые авиабилеты, но и богатая история края. В Пагане можно и следует пробыть не один день: побродив по мертвому городу, по его тихим, навечно замершим в призрачном оцепенении улицам, непременно нужно найти то место, ту пагоду, в ответ на молчаливый зов которой ваша душа изойдет радостным криком, желая остаться именно здесь, на этом клочке выжженной земли или рядом с этим скудным кустом, на вершине, растерявшей свое былое кирпичное могущество стене или в теплом и уютном сумраке небольшой пагоды.
Оставшись в Пагане на ночь, можно не только познакомиться с бытом местных жителей и увидеть закат, но и услышать, как просыпаются голоса давно покинутого жителями города. Быть может, древняя столица Бирмы откроет именно вам никому доселе неизвестную тай ну в обмен на ваше открытое сердце.