Племена монов, чьим основным занятием было посевное земледелие, издревле населяли территорию, ныне занимаемую страной под названием Мьянма. В самом начале нашей эры моны формируют государство Пегу (просуществовавшее, к слову, вплоть до британской колонизации в XVIII в.), отличающееся обширными связями в торговом мире, что доказывают археологические раскопки.
На монов оказывают заметное влияние индийцы, существует даже легенда о посольстве, присланном к монам, чтобы обратить этот народ в буддизм. Из Индии пришла и письменность, позднее ставшая основной у бирманцев. Чуть менее сильно на монов воздействовали племена тибетобирманцев, одно из которых (пью) и заняло северные территории монов. Впоследствии племя пью расселило по миру бирманское нашествие, а моны после образования государства Паган в 849 г. вошли в его состав равноправными жителями.
Первые десятилетия нового государства ознаменовываются многочисленными дворцовыми переворотами и междоусобными войнами между двумя противоборствующими сторонами: приверженцами буддизма и сторонниками традиционных верований. Эти путешествия из прошлого в будущее продолжались вплоть до середины XI в., пока на престол Пагана не взошел Аноратха Минсо.
За 700 лет до Петра I этот правитель задумал превратить столицу и одновременно саму страну в самую просвещенную и красивую во всей Азии. Для этого грандиозного, затмевающего ум замысла из Шри-Ланки выписали монахов, призванных обратить государство в Тхераваду, одну из 18 ранних школ буддизма (единственную сохранившуюся до наших дней). Кроме буддистов с Цейлона в столицу насильно пригнали лучших мастеров Юго-Восточной Азии, всех, до кого смог дотянуться Аноратха и схватить за шиворот. Правление Аноратхи продолжалось всего 33 года, но за это время Паган действительно стал религиозно-мистическим, научным и культурным центром, а так же одним из крупнейших городов мира. Помимо просвещения страны, Аноратха отметился многочисленными завоевательными походами, именно при нем впервые упоминается Бирма — как слово, обозначающее название государства.
Но в связи с успешными покорениями соседних земель в стране возникла комичная ситуация: бирманцы, занимавшие руководящие должности в государстве Паган, были менее образованными и развитыми, чем коренное население. Аноратха пошел на радикальные меры, доставив из теперь уже бывшей столицы монов семью правителя и, не мелочась, всю монскую знать. Это мероприятие прошло успешно, и кривая развития Пагана как государства и города вновь устремилась к небесам.
Регистрация на сайте ТТР Казино.
Но не все было спокойно в паганском королевстве. Великий просветитель Аноратха умер в 1077 г., и то, что он обратил в свою пользу, последующие властители обернули себе во вред, лишив монов равноправия с бирманским народом, а затем и вовсе выслав исконных жителей на окраины. Разумеется, моны не могли с этим примириться и организовали несколько восстаний с целью вернуть себе не только права, но и захваченные несколько сот лет назад территории. Они были подавлены, но оставили существенную трещину (как тяжкое телесное повреждение) в прежде неприступной стене могущества Пагана. Это вылилось в настоящие волны нашествий с окрестных земель, главным образом с гор. Горцы постепенно прибирают к рукам все важные посты государства и, наконец, усаживаются на трон.
Настоящий культурный взрыв, подбросивший Паган до невиданных высот, в то же время привел государство к болезненному падению. В конце XIII в. полчища моголов, словно термиты в сезон миграции, пронеслись по Пагану, лишив храмы их золотого убранства, а большинство статуй и реликвий, которые можно было передвинуть, вывезли в неизвестном направлении. После нашествия в Пагане все еще теплилась жизнь, и городу нужна была лишь верная, пусть и чужая рука, способная вытащить его из болота забвения. Но захватчики поставили здесь военного наместника… и больше не интересовались культурной столицей Юго-Восточной Азии.