Английский философ и францисканский монах Уильям из маленькой деревни Оккам много веков назад отточил свою «бритву» — принцип, который можно положить в основу аскетизма: «Не следует умножать сущности сверх необходимого». Вот только пользуются «бритвой Оккама» по-разному: кто отрезает по самое не хочу, кто осторожно подравнивает края, чтобы не зацепить «зону комфорта». Между прочим, и те, и другие считают себя аскетами…
А ведь собственно аскеза — это духовная практика, построенная на преднамеренном самоограничении, самоотвержении всего того, что последователь аскетизма посчитает обременяющим его душу, стремящуюся к высшим целям. И ни одна традиция, ни одна культура в истории человечества не миновала практики аскетизма.
Даже беглый взгляд, брошенный на мировые религии, сразу же обнаруживает духовные практики, напрямую связанные с аскетизмом. Индуизм объявляет его путем к сверхъестественным силам и обретению могущества, подобного богам. Буддизм отвергает, согласно Будде, умерщвление плоти, однако аскеза практикуется отдельными буддистскими школами. Некогда и в иудаизме были течения, признававшие аскетизм — в том числе и секта ессеев, заложившая, как считают, основы христианства. В исламе допускается умеренный аскетизм (зухд), но крайности в нем запрещаются. Здоровые зерна аскетизма содержатся в христианстве (разумный, мирской аскетизм характерен для протестантизма).
Но само слово «аскеза», переводящееся с греческого как «упражнение», прямо указывает на то, где были заложены ее философские основы. Идею аскетизма развили две философские школы: киники и прямо наследовавшие им стоики. Примеры древнегреческого философского наследия лежат на поверхности. Ведь основателем школы киников был Диоген Синопский, указавший, как написано на его надгробном памятнике, «наипростейший путь к жизни». А стоицизм, отделившись от философии, стал общераспространенным названием принципа проявления твердости и мужества в жизненных испытаниях.
Актуальное зеркало ТТР Казино.
Но — хватит исторических экскурсов, тем более, что вряд ли кто-то сейчас ради личной аскезы согласится часами стоять на одной ноге или жить в бочке. Тем не менее, эта духовная практика подвластна и жителю XXI века. Даже если он не является адептом ни одной из существующих религий и не знаком с трудами киников и стоиков. Нынешнее самоограничение вполне может выражаться в питании нормальной здоровой едой, покупке одежды и обуви не в дорогих бутиках и отдыхе не в экзотических странах.
Совершенно меняется отношение к работе. Она уже не воспринимается как некая сублимация жизни, нужная лишь для обеспечения жизни «подлинной». Появляется желание приходить на работу пораньше, а уходить попозже, вникать во все дела. Следом приходит и удовольствие от работы. Отказ от корпоративов и ресторанов дарит уйму свободного времени, которое можно потратить на самообразование — например, выучить иностранный язык.
Ощущение, что ни секунды твоего времени не пропадает впустую, а тем более — тратится на сомнительные удовольствия, превращается в уверенность, что ты, и никто другой, — хозяин своей жизни. Как ты с ней поступишь — так от нее и получишь. И пусть окружающие, нежась в объятиях гедонизма, считают тебя скучным, неинтересным. Пусть хвастаются своими «достижениями» в соцсетях. Ведь если человек действительно добился чего-то в жизни, страницу о нем прежде всего ищут в Википедии…
Этот человек ездит на стареньком Volvo, пользуется одним и тем же креслом более 30 лет, всегда летает эконом-классом и, попадая в другой город, селится в трехзвездочном отеле. Время от времени ездит в общественном транспорте, потому что только там можно «узнать вкусы народа». От своих подчиненных требует использовать обе стороны листа бумаги. Это — Ингвар Кампрад, основатель компании IKEA и один из крупнейших миллиардеров. В его доме, кстати, почти вся мебель от IKEA.
А этот господин живет в старом районе Омахи (Небраска) на ранчо, который купил в 1957 году за $30 тысяч, в двухэтажном скромном доме. Кроме частных реактивных самолетов (его слабость) — никаких предметов роскоши. Над костюмами, которые он носит, и над собой охотно шутит: «На самом деле я ношу дорогие костюмы, просто на мне они выглядят дешево». Это — Уоррен Баффетт, американский предприниматель и мультимиллиардер. В 2010 году он объявил, что безвозмездно передает благотворительным фондам около $37 млрд — более половины своего состояния. До сих пор этот поступок — самый щедрый акт благотворительности в истории.
Список знаменитых аскетов — от времен пирамид до времен небоскребов — можно продолжать очень долго. Главная суть современного аскетизма — вера в себя, в свои силы, в работу, с помощью которой только и можно проявить личность. Отказ от красивой жизни, отнимающей не только драгоценные деньги, но и бесценное время. И, в конце концов, делающей тебя ее рабом. А ведь человек, рождающийся свободным, должен им оставаться всю жизнь.