В 1980-х годах в киномире произошло знаковое событие: на экраны толпами хлынули таинственные воины в черном, появлявшиеся из ниоткуда, ловко орудовавшие мечами и без промаха швырявшие сюрикены, устранявшие противников — и опять исчезавшие в никуда. Началась настоящая мания, которую тут же поддержала активно развивавшаяся отрасль компьютерных игр. Мифы, легенды, домыслы, слухи, вкупе с вольной трактовкой образа и крайней скудостью исторических источников, затуманили истинный образ воинов тени — ниндзя (忍者).
Боевое искусство ниндзюцу (忍術), которому обучали с самого детства, вовсе не делало акцент на физическом устранении противника. Во главу угла ставились профессиональный шпионаж и диверсии. Добыча информации, превращение любого предмета в руках ниндзя в оружие, самооборона, в том числе и без оружия, искусство маскировки, знание народной медицины, в том числе траволечения и иглоукалывания. Ниндзя умел подолгу находиться под водой, дыша через соломинку, лазил по скалам не хуже паука, безошибочно ориентировался на любой местности, обладал исключительным слухом, зрительной памятью, ночным зрением.
В самой Японии ниндзя называли «демонами ночи». Расцвет их ремесла начался в середине XV века, в самый разгар феодальных войн. Не было такого князя или самурая, который бы не содрогался при упоминании о ниндзя. Им не было равных в умении быть скрытыми, в то же время оставаясь у всех на виду. Любой из тысяч передвигавшихся по стране торговцев, крестьян, цирковых акробатов мог оказаться ниндзя. Кстати, именно от крестьян они всегда получали помощь, поэтому практически никогда не убивали их.
После объединения Японии и начала правления всесильного сёгуната кланы ниндзя внезапно пропали с политической арены. Самый первый сёгун, Токугава Иэясу, опасаясь использования «демонов ночи» против него недовольными князьями, стравил между собой два крупнейших клана ниндзя. Спустя год немногие выжившие в обоюдной резне присягнули на верность Токугаве. В целом же ниндзя остались не у дел, поскольку в Японии воцарился внутренний мир. Но кто знает, о чем умалчивают хроники сёгуната…
Исследователи считают, что черный обтягивающий костюм, который прочно ассоциируется с ниндзя, — растиражированный кинематографом миф. Тем не менее, даже этот он основывается на японском культурном явлении — кукольном театре бунраку, связанном со знаменитым театром кабуки. В бунраку кукловод находится прямо на сцене — «невидимым» его делает черное одеяние. Если в кабуки требовалось показать сцену убийства персонажа «невидимкой», актера также одевали во все черное. Отсюда и миф. Скорее всего, ночное одеяние ниндзя было таких оттенков, которые позволяют полностью «раствориться» во мгле.
Внешне ниндзя ничем не отличался от лесоруба, крестьянина или солдата: на голове — плетеная шляпа (амигаса), в амуниции — контейнер для хранения тлеющих углей (цукэдаке), на шее — полотенце (тэнугуи). И шляпа, и полотенце в руках ниндзя мгновенно превращались в оружие, а труба с углями использовалась для поджога с целью диверсии или отвлечения внимания противника. В базовый арсенал также входили крюк-кошка для преодоления препятствий, набор медикаментов и приспособления для письма, которыми шпионы рисовали карты и делали записки.
Если ниндзя предстояло пробираться сквозь заросли или орудовать в помещениях, он вооружался коротким мечом ниндзя-то. Причем ножны были гораздо длиннее клинка — в них устраивался футляр для различного мелкого снаряжения. Помимо этого, когда к ножнам привязывалась веревка длиной в несколько метров, меч превращался в подвесную лестницу. Используя ее, ниндзя быстро залезал наверх и затаивался, пережидая погоню или подстерегая жертву.
Специально переделанные серп или коса кусаригама, внешне ничем не отличавшиеся от обычного сельхозинструмента, в случае необходимости разили врагов без промаха. Существует даже отдельное искусство владения этим оружием — кусаригама-дзюцу. Когда же европейцы завезли на Японские острова огнестрельное оружие, ниндзя фактически стали первыми японскими снайперами: отдельные источники утверждают, что воин тени мог поразить из мушкета цель на расстоянии 600 метров!
Ни один ниндзя не обходился без «лезвия, скрытого в руке», — так переводится слово сюрикэн (手裏剣). Но, в отличие от кино, видео, компьютерных игр и аниме, в реальности сюрикэны были дополнительным оружием, предназначенным для дезориентации врага. Ниндзя при броске целился в части тела, не закрытые броней. Разновидностей сюрикэнов существует великое множество, и не все они напоминают звездочки. Зато каждый покрывался особыми знаками, привлекавшими на сторону ниндзя могущественные потусторонние силы.
Для тихого и незаметного убийства противника применялись яды трех категорий: убивавшие медленно, через определенное время и мгновенно. Ниндзя мог, подобно пауку, взобраться на потолок, зависнуть над жертвой, спустить вниз шнурок или нить и по ней, как по фитилю, капнуть несколько раз ядом в рот или ухо… Эти и многие другие подробности можно узнать, посетив самый знаменитый музей ниндзя, расположенный в городе Ига-Уэно, созданный на базе древней штаб-квартиры клана профессиональных убийц.