Новое время охватывает события 16-19 вв. К его началу значительные массивы суши были поделены между наиболее могущественными европейскими государствами. Испания захватила огромные районы в Америке, в частности территорию современных Мексики, Чили, Перу, а Португалия установила контроль над отдельными областями Южной и Юго-Восточной Азии. К сожалению это привело к утрате многих культурных ценностей Нового света, в частности ряда памятников древних майя, ацтеков и инков. В то же время начала складываться мировая цивилизация с общими культурными ценностями. Ее центром становится Европа, где наступление нового времени отмечено эпохой Возрождения. Архитектура этой важнейшей вехи в истории культуры утрачивает готическую устремленность к небу, обретая «классическое» равновесие и симметрию. Сложная геометрическая пропорция средневековых построек сменяется упорядоченным расположением колонн, вместо несимметричных очертаний приходит полукруг арки и полусфера купола.
В 16 в. обширные пространства южной части Европы, северную Африку и часть Азии завоевали турки-османы. Они стали продолжателями культурных традиций мусульманского Востока. В городах Османской империи высшее величие верховной власти султана старались подчеркнуть масштабами и формами внушительных мечетей и дворцов.
В 17 веке во Франции зарождается классицизм в архитектуре, расцветают великолепные города Франции. По приказу Людовика XIII начали строить Версаль.
С наступлением новейшего времени в архитектуре возникают новые стили. Одним из первых был модерн. Для него характерно использование пластических возможностей «ковкости» металла (отсюда широкое распространение кривых линий) и особенностей железобетона, применение стекла и майолики.
После Первой мировой войны самым значительным направлением стал функционализм. Он вырос из рационального направления модерна и был воплощен в Баухаузе, являвшемся центром художественной жизни не только Германии, но и всей Западной Европы. Принципы функционализма, оказались такими, что их можно было использовать применительно к национальным особенностям разных стран мира. Их распространению способствовал один из крупнейших архитекторов прошлого века — Ле Корбюзье. Быстрое развитие техники во второй половине 20 в. предоставило архитекторам новые возможности. Для создания новых, невиданных образов ими использовались железобетонные конструкции.
Свидетельством высокого художественного мастерства стало возведение целых городов. Причем их строили не в Старом Свете, а в основном в Латинской Америке. В наше время в архитектуре нет какого-либо одного доминирующего направления. Как у живописцев и скульпторов, в творчестве архитекторов сосуществуют новаторские и консервативные тенденции. Их объединяет желание решать возникающие проблемы на самом высоком уровне. В условиях современного общества это сложный, но увлекательный процесс поисков и находок.