В 1740 г. на прусский престол взошел король Фридрих II, которому было суждено стать Великим. Его правление отличалось агрессивностью и стремлением к территориальным захватам. Но, оказывается, король не только стремился приумножить могущество державы, но и хотел проводить время в тиши и покое.
В свободное время от государственных дел он собирался без забот (по-французски «sans souci») придаваться любимым занятиям — сочинять музыку, размышлять и философствовать. Для этого Фридрих Великий задумал построить летнюю резиденцию, которую так и назвал «Сан-Суси», то есть «без забот». Его дворцы и парки, раскинувшиеся на территории почти в 300 гектаров, создавались в два этапа, между 1744 и 1836 гг. Начало Сан-Суси положили террасы для виноградников, устроенные на южных склонах Борнштедт-ских холмов вблизи Потсдама. Впоследствии они стали центром удивительного по своей изысканности архитектурно-паркового комплекса. Проект Летнего дворца король поручил подготовить одному из выдающихся архитекторов 18 в. Георгу фон Кнобельсдорфу. Он считается видным представителем нового стиля в искусстве — рококо («причудливый», «капризный»). Этот стиль представляет собой мир вымысла и личных переживаний, изысканности и утонченности. В архитектуре рококо характерными чертами стали внимание к оформлению интерьеров, сложность композиций и личный комфорт.
Летний дворец был воздвигнут на вершине холма в 1745-1747 гг. Его вытянутое одноэтажное здание имеет полукруглую центральную часть — Мраморный зал. Над ним возвышается овальный купол, в его центре расположено отверстие, подобное «глазу» в римском Пантеоне.
При планировке внутренних помещений большое внимание уделялось удобству. Для этого была использована схема «двойных апартаментов». Комнаты располагались двумя рядами, следующими один за другим, а главные помещения выходили в сад. Апартаменты короля, находившиеся в восточной части дворца, состояли из зала для приемов, кабинета, концертного зала, спальни и библиотеки. Интересный факт — библиотеки это непременная часть всех дворцов Фридриха II. Их убранство всегда отличалось утонченностью: позолоченная бронза, облицовка панелями из кедра и других дорогих пород дерева.
После того как дворец был достроен, наступило время обустройства окрестностей. Здесь был разбит прекрасный парк с газонами и клумбами. Его искусственные холмы и пригорки были так хитроумно спланированы, что беседки, гроты и другие сооружения сразу не видны. Их словно кто-то преподносил в самый неожиданный момент.
Сразу после окончания Семилетней войны был построен Новый дворец (1763-1769). Он является самым внушительным сооружением в Сан-Суси. Это роскошное здание в три этажа должно было продемонстрировать, что казна Пруссии не опустошена после долгой войны. Фридрих II сам назвал строительство дворца «фанфаронадой» (хвастовством). Проходят годы, складываясь в столетия, но Сан-Суси и доныне не утратил гармоничной связи искусства и природы.