Триумфальная арка и улица Больших колоннад.
Самая главная достопримечательность Пальмиры, ее визитная карточка, главные ворота, открывающие вход в древний шумный мир некогда пышного города, — Триумфальная арка. Ее вы увидите и на купюре в 100 сирийских лир, и на множестве разнообразных открыток и проспектов.
Триумфальная арка Пальмиры — тройная. Ее центральная часть возносится на 20 м над главной улицей города, а две боковые арки меньшего размера ведут на две соседние улочки. Получается, что арка стоит на своеобразном перекрестке, или, точнее, слиянии трех улиц.
Порно рассказы читать.
Если поднять голову, можно заметить тонкую изящную резьбу, покрывающую свод арки. Создана она из трех видов камня: базальта, мрамора и гранита.
Триумфальная арка была воздвигнута около 200 г. н. э. — примерно 1800 лет назад. В это время Пальмира была богатым, густонаселенным городом, и Триумфальная арка возвышалась над шумной торговой улицей.
Эта центральная улица (декуманус) была главной торговой магистралью древней Пальмиры и называлась улицей Больших колоннад. Для древнего мира ее ширина была немалой — 11 м. Да и сейчас турист около Триумфальной арки кажется песчинкой.
Играть на деньги ТТР Казино.
Декуманус был проложен строго с востока на запад, начинался у погребального храма и заканчивался у храма Бэла.
Таким образом, улица Больших колоннад проходила через весь город, пересекая его от края до края, и протянулась примерно на километр. Все это пространство некогда волновалось людским морем гостей, торговцев, солдат, путешественников… Но самое грандиозное — вдоль всей улицы тянулись, не прерываясь, четыре ряда колонн, каждая по 17 м в высоту!
Подобные колоннады украшали многие римские города, но почти везде оказались сильно разрушены. В Пальмире они, хотя и пострадали от времени, сохранились лучше всего.
За колоннами располагались дома и лавки, склады и официальные учреждения. Более чем на километр протянулись за колонными рядами крытые портики, вырезанные из камня: белого сорта известняка, похожего на мрамор, желтого песчаника и розового асуанского гранита, который привозили издалека. Это был город великой цивилизации в полном смысле слова — жители Пальмиры заботились и о красоте, и о чистоте и удобстве: вдоль улицы проходили глиняные канализационные и водопроводные трубы. Так что жители домов и торговцы в лавках были обеспечены и гигиеническими удобствами, и чистой водой.
Сейчас портики и часть колонн разрушены. И мы, глядя на оставшиеся прерывающиеся ряды, можем только представлять, как величественно и внушительно выглядела главная улица Пальмиры, являвшая собой километровый ряд стройных и одинаковых колонн!
Театр и сенат.
В городе сохранился и один из красивейших театров древнеримской эпохи. Он находился в самом оживленном квартале древней Пальмиры.
Если пройти чуть вбок от улицы Больших колоннад, вы очутитесь на большой площади, где справа стоит величественное здание сената, а слева — собственно сам театр со ступенчатыми каменными скамьями.
Высокую сохранность театру обеспечило… забвение. Его полностью занесло песком, а очищен он был только в 1952 г. Подушки из песка и сохранили этот ценнейший памятник культуры.
Правда, некоторые эксперты сетуют на реставраторов: в погоне за зрелищностью они слегка «осовременили» театр, добавив ему детали, не характерные для II в. н. э., когда его построили.
Храмы Пальмиры.
Древняя Пальмира была городом многоязыким и толерантным: различные народы принесли сюда веру в своих богов и построили для них множество храмов.
Самым величественным был храм Бэла — бога неба, которого римляне отождествляли с Юпитером. Руины этой святыни довольно хорошо сохранились. К ним ведет улица Больших колоннад, упирающаяся в ступени здания.
Храм, воздвигнутый в 32 г. н. э. при императоре Тиберии, располагается на подиуме, возвышаясь над приходящими к нему людьми. Кроме ступеней, внутрь вели также пологие пандусы, по которым вводили жертвенных животных.
Размеры выделяют храм Бэла среди иных строений Пальмиры. Главный зал занимает площадь в 200 м2. В огромный храмовый комплекс также входили бассейны для омовений, алтари, обширный двор, окруженный колоннадой.
С главным залом соседствовали две ниши. В правой находилась золотая статуя Бэла, а над ней, в потолке, красовалась вырезанная из камня роза. Статуя не сохранилась, а вот на розу можно полюбоваться и сейчас.
Левая ниша создана в виде шатра. Свод украшает изображение Юпитера, окруженное семью планетами и знаками зодиака. Тут стояли статуи Пальмирской триады: верховного бога неба Бэла, солнечного бога Ярихбола и лунного бога Аглибола.
Интересно, что по стилю храм Бэла впитал в себя как античные, так и сирийские традиции зодчества. Он не является типично римским. Крыша в виде террасы, башенки на ней, карниз с треугольными зубцами — дань сирийской традиции.
В Пальмире было немало и других храмов: их посвятили богам Хададу, Набо, Иштару, Арсу, Азизу… Удивительно, как в одном городе «уживались» вавилонский бог Набо, сын Мардука, древнегреческий Зевс, арабская богиня Аллат… Караванщики приходили в Пальмиру со всех концов света, и каждый мог попросить покровительства у своего бога.
К сожалению, большинство храмов Пальмиры не сохранилось. Кроме культового сооружения в честь Бэла, туристы могут увидеть только небольшой храм бога дождя и грома Баалшамина, построенный в 131 г. н. э. Он не отличается большими размерами, но очень гармоничен и, по мнению искусствоведов, имеет совершенные пропорции.
Гробницы и гипогеи.
Интересный туристический маршрут пролегает за пределами города, где рас положен некрополь Пальмиры: 20-метровые башни и подземные склепы. Такие вот две противоположности в обычаях…
Сначала жители Пальмиры строили гробницы в виде башен. Эти башенки из песчаника состояли из собственно семейной гробницы на нижнем этаже с нишами и святилища предкам — на верхнем. Ниши закрывались каменными плитами, на которых высекали рельефное изображение усопшего. Кроме того, у каждой башни был балкончик, где устанавливали статую главы семьи.
Из затерянных среди песчаных холмов гробниц лучше всего сохранились башни Ямблиха и Элабела.
Примерно с середины II в. н. э. традиции изменились: вместо башен стали строить подземные гробницы — гипогеи.
Калаат аль-Маани.
Обычно экскурсия по Пальмире завершается посещением крепости Калаат аль-Маани, относящейся к периоду арабского владычества над городом. Крепость построена за стенами Пальмиры, но обычно воспринимается как часть наследия этого археологического комплекса.
Калаат аль-Маани сооружена на самом высоком из холмов, окружающих Пальмиру, его высота — 150 м. С верхнего яруса башни, где разрешают гулять туристам, открывается невероятный по красоте вид на город и долину гробниц. Ночью крепость подсвечивается лучами прожекторов и видна издалека.
Калаат аль-Маани построена в первой половине XVII в. Ее воздвигли по приказу друзского эмира Фахр ад-Дина аль-Маани. Основанием цитадели служит скала. Семь башен окружают центральную террасу.
Прямо в скале выдолблен и ров, окружающий крепость. Внутри Калаат аль-Маани размещены неровные каменные бойницы и узкие лестницы из камня, арки и лабиринты переходов. Туристам разрешают ходить по стенам крепости — для безопасности выстроены ограждения. Со стен можно увидеть всю Пальмиру с высоты птичьего полета.
Заключение.
Прекрасный, цветущий город пальм знал и период великого расцвета, и дни сокрушительного поражения. Жемчужина, много веков украшавшая пустыню, была разрушена, разграблена, постепенно оставлена и предана забвению… Но до нас дошли мраморные свидетельства великого прошлого: руины и некоторые постройки, которые сегодня делают Пальмиру одним из самых хорошо сохранившихся городов Античности.
Глядя на Пальмиру с высоты птичьего полета, можно представить, как выглядели римские города две тысячи лет назад. Путешествуя по улицам города, любуясь портиками, арками, тетрапилонами, мы способны воссоздать в своем воображении шумную и пышную жизнь великолепного города пальм в дни его сияющей славы.