link4752 link4753 link4754 link4755 link4756 link4757 link4758 link4759 link4760 link4761 link4762 link4763 link4764 link4765 link4766 link4767 link4768 link4769 link4770 link4771 link4772 link4773 link4774 link4775 link4776 link4777 link4778 link4779 link4780 link4781 link4782 link4783 link4784 link4785 link4786 link4787 link4788 link4789 link4790 link4791 link4792 link4793 link4794 link4795 link4796 link4797 link4798 link4799 link4800 link4801 link4802 link4803 link4804 link4805 link4806 link4807 link4808 link4809 link4810 link4811 link4812 link4813 link4814 link4815 link4816 link4817 link4818 link4819 link4820 link4821 link4822 link4823 link4824 link4825 link4826 link4827 link4828 link4829 link4830 link4831 link4832 link4833 link4834 link4835 link4836 link4837 link4838 link4839 link4840 link4841 link4842 link4843 link4844 link4845 link4846 link4847 link4848 link4849 link4850 link4851 link4852 link4853 link4854 link4855 link4856 link4857 link4858 link4859 link4860 link4861 link4862 link4863 link4864 link4865 link4866 link4867 link4868 link4869 link4870 link4871 link4872 link4873 link4874 link4875 link4876 link4877 link4878 link4879 link4880 link4881 link4882 link4883

Цивилизация этрусков (часть 2)

Этруски — цивилизация подражателей?

В целом нельзя сказать, чтобы эта куль тура во всем была оригинальна и самостоятельна: язык, письменность, религия и искусство свидетельствуют, что этруски многое заимствовали у греков и италийцев. Но не подлежит сомнению и тот факт, что они передали очень многое италийцам, и в частности цивилизации древних римлян, которая состояла с ними в достаточно тесной связи.

Больше всего этруски, безусловно, переняли у греков, и выразилось это прежде всего в религии. Так, бог Аполлон стал у этрусков Аплу, Аида — Аита, Нептун — Нетун, Марис — Марс. У этрусков, впрочем, было свое отношение к богам и их религия значительно отличалась от греческой: носила жестокий и мрачный характер, признавала полнейшую зависимость человека от воли богов. Все акты человеческой жизни были обставлены определенными обрядами. Чтобы расположить к себе богов, этруски старались скрупулезно следовать религиозным обязанностям, молиться и совершать обряды.

У этрусков была своя письменность, также заимствованная от греков, и надписи на этрусском языке можно прочесть довольно легко, но понять, что означают слова, нелегко. В Средневековье было известно значение приблизительно 500 слов, сегодня ученые уверены в значении не более 200. Причина в том, что ни среди древних, ни среди современных языков не найдено родственного этрусскому. Но даже если эти надписи когда-то и «заговорят», вряд ли нам это во многом поможет: на данный момент сохранились только короткие строчки на стенах гробниц и керамике, а вот богатая литература, о которой упоминают римские источники, утеряна навсегда.

Но, говоря о заимствованиях, не стоит считать этрусков цивилизацией подражателей. Был у этой культуры и свой «почерк». К наиболее характерным чертам этрусской самобытной и национальной культуры относится архитектура, перенесенная из Малой Азии на новую родину. Как показывают археологические раскопки древних поселений Этрурии, этруски обносили города, которые, как правило, возводились на крутых возвышенностях, стенами из глыб и параллелепипедов с косыми углами. Лишь позднее использовалась кладка переменными рядами из прямоугольных камней. Такими стенами (пеласгическими) и были окружены Тарквинии и многие другие города.

Восточное происхождение этрусков подтверждают также их религиозные и гражданские, общественные и частные институты, в том числе тесно связанная с религиозной и гражданской жизнью этрусков дивинация — искусство угадывания воли богов, называвшееся у римлян этрусским знанием, и искусство гадания по внутренностям животных (гаруспика).

Отметились этруски и в изобразительном искусстве — живописи, скульптуре и керамике. Хотя и считается, что многое они заимствовали от греков, в богатом разнообразии оставшихся форм этрусского искусства можно найти и явные черты, указывающие на самобытность их художественного мировоззрения. Так, роспись на керамике или некоторые скульптуры не имеют аналогов ни в одной другой культуре, а мастерство исполнения вызывает изумление искусствоведов всего мира.

Однако больше всего об этом исчезнувшем народе может рассказать живопись. В гробницах Тарквиний собрана самая большая коллекция античных рисунков. Спустимся туда…

Гробницы Тарквиний.

Гробницы Тарквиний, пожалуй, лучше всего сохранились до наших дней. Исследуя их, мы можем наиболее полно восстановить культуру и мировоззрение этрусков, ознакомиться с формами их изобразительного искусства, да и просто сквозь пелену прошедших эпох немного приблизиться к этой таинственной цивилизации.

На холме Ла-Чивита, в пределах современного города, возвышаются развалины античного города этрусков — акрополь. За чертой нынешней Тарквинии находится этрусский некрополь с расписанными гробницами. В некрополе, также известном как Монтероцци (по названию холма, на котором он рас полагается), насчитывает около шести тысяч каменных могил. Одни вырублены прямо в скалах, другие выкопаны под землей. Над входами в гробницы со стороны холма в наши дни построили маленькие домики, которые благодаря постоянному микроклимату лучше сохраняют античные росписи.

200 гробниц украшены расписными фресками, изображающими сцены из жизни этрусков, фигуры их божеств и различных животных. В 80 гробницах можно увидеть рисунки человеческих фигур. Сегодня лишь 20 расписанных гробниц открыты для посещения, в остальные могут заходить только исследователи и реставраторы (причина очевидна — чтобы не нарушать микроклимат, необходимый для сохранения античной живописи).

Эти росписи — самая большая коллекция античной живописи в мире, всех фресок хватило бы для заполнения большой художественной галереи. Среди самых известных гробниц можно назвать гробницы Триклиния и Тифона (названы по именам погребенных в них людей), Быков, Леопардов (по названию изображенных в них животных).

Большая часть сохранившихся росписей выполнена в технике фрески. Сначала стены увлажняли, затем покрывали штукатуркой, далее заостренной палочкой делали набросок, и только потом контуры обводили краской. На ранних фресках Тарквиний голова и ноги расположены в профиль, а плечи — анфас. Позднее, ближе к эллинистическому периоду, появляется перспектива и повышается мастерство росписи.

Одна из первых фресок появилась в гробнице Быков (середина VI в. до н. э.). В ней расписана одна стена напротив входа. Под фронтоном находятся изображение двух быков и эротические сцены. На главной стене — сюжет греческой мифологии: Ахилл поджидает в засаде сына царя Трои Приама.

Фрески в гробнице Триклиния и Леопардов (V в. до н. э.) изображают пирующих людей. Слева и справа от дверного проема нарисованы фигуры всадников, на стене напротив двери — три пиршественные ложи. На боковых стенах — пять танцоров и музыкантов. Движения фигур изящны, переданы максимально реалистично.

Помимо праздничных и мифологических сюжетов, фрески изобилуют сценами быта этрусков. Об этом говорят и названия гробниц: Охоты и Рыбной ловли. Весьма необычна гробница Наказания: можно увидеть сцену, как один человек наказывает другого. Что хотели сказать этим этрусские художники, можно только гадать. Может, намек на страдания грешников в том мире?

Этрусские фрески с художественной и исторической точек зрения бесценны. Да, мы не знаем языка древнего народа, не знаем многого и о других сторонах его жизни. Но рисунки, сохранившиеся через три тысячелетия, могут поведать о мировоззрении ушедшей в небытие цивилизации…

Заключение

Считается, что мы многого не знаем об этрусках, но все же назвать их загадочным народом нельзя. Хотя возникают они на исторической сцене в VIII в. до н. э. весьма внезапно, отследить их происхождение вполне возможно. Благодаря их близости к цивилизациям греков и римлян осталось множество письменных свидетельств. Вряд ли мы когда-нибудь поймем язык этрусков, но археологические находки говорят за них намного больше.

Керамика, скульптуры и, конечно же, уникальная живопись передают мировосприятие этрусков. Народ, боровшийся до последнего за независимость, изобрел самобытное искусство, которое навечно останется в копилке культурных и духовных достижений человечества, а некрополь Тарквиний всегда будет памятником, хранящим эти достижения.

Похожие факты:

Достопримечательности Пальмиры
Интересные факты о Санкт-Петербурге
Интересные факты про Москву
Интересные факты об Италии
Огненная Земля: интересные факты
2010– © Интересные Факты. Все права защищены. Копипаст зло!