Продолжение статьи об Афинах
Основа расцвета Афин в эпоху Античности.
Самых ранних поселенцев XVI–XV вв. до н. э. сменили ахейские народности, а через несколько веков вторжение дорических племен на юг Балкан стало причиной переселения в Афины беженцев из Микен — величайшего центра микенской цивилизации позднеэлладской эпохи. Возможно, что сюда перебрались многие носители той культуры, которая так или иначе в переработанном виде дала толчок для развития античной культуры на фоне афинских декораций, где такие, казалось, современные ценности, как свобода личности, самовыражения и мировоззрения, впервые зародились.
Место это находилось на пересечении путей различных культур, впитало в себя самое лучшее. Многие выдающиеся личности того времени были из Афин: мудрейшие философы (Сократ, Платон), лучшие политики и полководцы (Перикл, Фемистокл, Кимон), гениальнейшие скульпторы и художники (Фидий, Поликлет, Пракситель), первые в истории драматурги(Софокл, Эсхил, Еврипид).
Удивительно и то, что почти все вышеперечисленные люди были современниками, многие хорошо знали друг друга и даже жили в одном городе. Впрочем, к Древней Греции применим термин полис — город-государство, куда исходила территория города и близлежащие окрестности. Полисом были и Афины. Это община, которая к V в. до н.э. уже переживает родословно-общинные отношения и ставит личность прежде безмолвной толпы, свободу выбора каждого вместо конформизма. В античном обществе можно заработать себе имя, обладая личными качествами, а не происхождением (так, сын гончара мог стать мудрейшим философом). Ни в одном человеческом обществе доселе не было подобного!
Стремление к свободе и гармонии прослеживается на протяжении всего периода Античности. Поэтому, говоря о расцвете античной цивилизации, справедливо говорить и о развитии общества, которое обладало своими специфическими характеристиками.
Рабочее зеркало ТТР Казино.
Афины — колыбель гуманизма и демократии.
Образ античного общества сформировался полностью после так называемого перехода к демократической республике, когда роль родовой знати в управлении государством отошла на второй план, а главная роль в управлении стала отводиться демосу, то есть народу.
В чем была суть конфликта между народом и знатью? Середина V в. до н. э. — время, когда в Греции, с одной стороны, начинали развиваться промышленность и торговля, входили в употребление и приобретали большое значение деньги, росла новая сила — демос, а с другой — усиливались произвол и зло употребления правящей аристократии, экономический гнет и задолженность массы крестьян, особенно бедственная вследствие сурового долгового права, обрекавшего должника на рабство.
Афины в этом отношении — лучший образец разрешения данного конфликта. Так, приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. здесь существовала первая в истории демократическая форма правления. Любой гражданин имел полное право участвовать в работе суверенного собрания. Разработка повестки дня собрания и повседневное руководство городом осуществлялись советом; судебные и аудиторские должности выбирались большим жюри. Членство как в совете, так и в жюри предоставлялось каждому по жребию. Любой гражданин имел шансы быть сегодня правителем Афин, а завтра — их верховным судьей. Первый идеолог демократии, великий Перикл, отстаивал эту форму правления на том основании, что она способствует проявлению терпимости и гражданственности. Он также ввел плату за работу в жюри, которая равнялась примерно дневному доходу.
Впрочем, эта форма правления как то могла уживаться (на то она и демократия!) с остатками родоплеменной власти. В этом отношении примечателен ареопаг — орган власти в древних Афинах, который назван так по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. По преданию, на этом холме проходил суд над богом Аресом за пролитие крови сына Посейдона.
Ареопаг возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, пополнялся бывшими архонтами, кандидов в которые намечал и избирал ареопаг. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. Ареопаг был оплотом родовой знати, а позднее олигархии — богачей.
Демократия в Афинах V в. до н. э. немного отличается от привычной нам современной демократии. Сегодня свобода выбирать власть дана каждому совершеннолетнему вменяемому человеку — в Афинах это могли делать только совершеннолетние мужчины, которые были свободными гражданами. Из 100 с лишним тысяч населения города того времени правом голоса обладали около 20 тыс. человек, а то и меньше!
Афины хоть и добились существенного развития общественных отношений, во многом не смогли избавиться от влияния родоплеменных пережитков. Даже первая форма демократии со временем начала изживать себя. И к началу так называемого кризиса древнегреческого полиса демократическая республика переросла в охлократию (власть черни) — коррумпированную громоздкую бюрократическую машину, которая и привела к полному краху.