Телескоп: интересные факты о возникновении и развитии

Бывает так, что простой вопрос о научных открытиях требует пространного и неоднозначного ответа. К числу таких относится и вопрос о том, кто изобрел телескоп. Этот  удивительный прибор, в прямом смысле приблизивший к нам  звездное небо, на  самом деле можно назвать  детищем  не менее  десятка  людей из разных стран, среди которых  были и  настоящие гении.

Первая попытка создать устройство  для того, чтобы разглядывать небесные сферы, была предпринята  выдающимся английским астрономом  Томасом  Диггесом  (1546 —1595). Он сконструировал  отражательный телескоп, состоящий из выпуклой линзы и вогнутого зеркала, но не довел свое устройство «до ума», оно было забыто.

Вторая попытка  связана  сразу с двумя именами голландцев  –  мастером по изготовлению очков  Иоганном Липперсгеем (1570 -1619) и  Захарием Янсеном, который был его ближайшим соседом. Оба изобретателя проживали  в  Мидделбурге. В 1608 году Липперсгей хотел оформить патент на две  линзы, помещенные в трубу, которой он дал название подзорной.

В присутствии знатных особ он  продемонстрировал  свое изобретение, показав, как  с башни, расположенной в Гааге, можно  увидеть  время на часах башни церкви в Делфте, которая находилась    на расстоянии15 кмот Гааги. Но в патенте ему было отказано, поскольку его сосед  мастер Захарий Янсен заявил, что имеет такую же трубу. Вскоре и Янсен подал заявку на получение патента. В 1655 году, когда  мастеров уже не было в живых,  было проведено специальное расследование, Поскольку Янсен имел дурную репутацию фальшивомонетчика, чаша весов склонилась на сторону Липперсгея. Но на праздновании 400-летия изобретения  телескопа в Нидерландах в 2008 году Липперсгей и Янсен чествовались на равных в качестве  изобретателей  телескопа.

Подзорные трубы очень быстро стали пользоваться спросом и начали свое  победоносное шествие по Европе. Английский  астроном и математик Томас Хэрриот  (1560  — 1621), усовершенствовавший телескоп Липперснея, составил первую карту Луны, разглядев на них горы и кратеры. Кстати, с его именем  связано и появление картофеля  в Великобритании – он привез его из Нового Света.

Заслуга  создания  первого в мире прибора, который был уже не просто подзорной  трубой, а настоящим астрономическим прибором с 20-кратным увеличением, принадлежит итальянцу Галилео Галилею – астроному, математику, механику и философу. Он успешно применил  телескоп для наблюдения небесных тел. Его  астрономические  открытия  были  выдающимися. Галилей увидел кольца Сатурна, сферическую форму  Луны, открыл 4 спутника Юпитера.

Телескопы начали стремительно увеличиваться в размерах. Телескоп  голландца  Христиана Гюйенса  в 1656 году  имел  апетуру150 мм,  длину7 метрови давал увеличение уже в 100 раз.

Великие умы продолжали работать над улучшением  стремительно удлиняющихся  и крайне неудобных  в работе телескопов. На новую, более совершенную ступень, их поднял Исаак Ньютон. Он применил в телескопе  вогнутое зеркало для собирания и фокусировки лучей.  Первое зеркало для телескопа Ньютон   изготовил из  сплава  олова, меди  и мышьяка. Его диаметр  составил30 мм.

В 1720 году  англичанам  удалось создать рефлектор, имеющий  в диаметре   15  см. Это был настоящий прорыв  в истории телескопов – теперь они стали  очень компактными, имеющими  примерно два метра в длину.

Возможно,  длинные телескопы  стали бы достоянием истории, если бы не  изобретение  француза Лорана Кассегрена. Его  схема телескопа  отличалась от ньютоновской двухзеркальной  системы. В ней  выпуклое вторичное зеркало размещено так, что перехватывало лучи от объектива до того, как они сойдутся в фокусе, а затем отражало их  через центральное отверстие в объективе в окуляр. Такая схема нашла применение не при жизни Кассегрена, а  гораздо позже,  при создании больших телескопов. Например, известный космический телескоп Хаббл создан по   принципу телескопа Кассегрена. А в Специальной астрофизической обсерватории в России в 1974 году был использован  вариант Ньютона — применено одно вогнутое зеркало.

0

Похожие факты:

История яблока
Немного фактов из истории гигиены в Европе
Некоторые исторические факты о якоре
Факты о семье Медичи
Незабываемые факты о Владе Цепеше

Ответить через ВКонтакте:

Ответить

© 2017 Интересные Факты. Все права защищены. Копипаст зло!.