Ангкор

Ангкор, затерянный среди джунглей.

Первый европеец, увидевший Ангкор после его падения, — французский естествоиспытатель Анри Муо. В 1861 г. он полушутя написал, что, даже если ему предстоит тотчас же умереть, он никогда не променяет увиденное на возможные блага цивилизации. Но исследователю следовало быть осторожным в своих желаниях: через несколько дней его подкосила малярия, от которой он так и не смог оправиться.

Еще совсем недавно Ангкор был практически таким же, каким его увидел Муо: заросший, с многосотлетней щетиной, поглощенный джунглями. Деревья словно пытались питаться древним городом, опутывая храмы ветками, пуская корни в стены, разрушая их… Замечательный пример удивительного симбиоза природы и архитектуры — храм Та-Пром, намеренно сохраненный в естественном виде. Складывается впечатление, что эта святыня, посвященная своей матери королем Джайяварманом VII, растет из земли. И, если остаться в Ангкоре на ночь, можно украдкой подглядеть, как Та-Пром, воровато озираясь, тянется к небесам.

Во времена Джайявармана VII Та-Пром верой и правдой служил монастырем и университетом. «Скромные» изображения Праджнапарамиты, матери всех Будд, символизирующие абсолютную мудрость, по некоторым сведениям, — сохраненные навеки изображения матери императора. Всю огромность святилища помогает представить сухая от камбоджийской жары информация на стеле: когда-то здесь обитало 13 тыс. человек, а обслуживали Та-Пром 80 тыс. жителей, расселенных в окрестных деревнях. Кроме того, храм охранял многочисленные сокровища Кхмерской империи: полтонны золота, десятки тысяч жемчужин, сотни бесценных шелковых изделий из Китая и тысячи драгоценных камней. Та-Пром украшали изысканные фрески, к сожалению, в большинстве своем уничтоженные после смерти Джайявармана VII его противниками, выросшими на плодородной во всех временах религиозной почве.

В отличие от Та-Прома, Преах-Кан («священный меч») просто не успели полностью освободить от тесных объятий джунглей. Эта постройка, еще одно заметное творение времен Джайяварма на VII, по одной версии, посвящена отцу императора, по другой — построена на радостях от победы над тямами (империя Чампа, территория современного Южного Вьетнама).

Рядом с Преах-Каном находится знаменитая лечебница времен Джайявармана VII, Ниек-Поан (дословно — «храм переплетенных наг»). Прасат Ниек-Поан возвышается среди небольшого искусственного водоема, объединяющего вокруг себя четыре пруда поменьше, символизирующих четыре стихии. Согласно преданиям, человек, прошедший сквозь воды этих прудов, очистится от скверны и избавится от болезней, обретя гармонию стихий в организме. Поблизости есть статуя Бахалы (лошадиная ипостась бодхисатвы Гуаньинь), хранящая от утопления вознамерившихся исцелиться.

Ангкор-Тхом — один из двух знаменитых комплексов Ангкора, привлекающих наибольшее количество туристов. Он возведен Джайяварманом VII на месте центра еще более древнего города Яшодхарапура, старой столицы кхмеров. Яшодхарапура обретает жизнь при Яшовармане I, на рубеже IX–X вв., но уже в XII в. город практически полностью разрушили тямы.

Ангкор-Тхом окружен рвом шириной в 100 м, за которым начинается 8-метровая стена, грозно и молчаливо намекающая на то, что врагам Камбоджадеши сюда лучше не соваться. Пройти внутрь комплекса предлагают пять ворот, самыми популярными из которых являются Южные, увенчанные 23-метровой башней с ликами Авалокитешвары.

В Ангкор-Тхоме взгляд сразу ненароком цепляется за бесформенную груду камней, высоко возносящуюся в небеса.

Даже подойдя поближе, не сразу можно разглядеть в этой на вид беспорядочной куче шедевр кхмерской архитектуры, храм Байон, последнее крупное церемониальное сооружение Ангкора.

Помимо центрального прасата, Байон состоит еще из 52 башен (все — разной высоты, что и вызывает обман зрения), с вершин которых гостей приветствуют четыре образа Авалокитешвары. По Ангкору давно ходят слухи, что сам император Джайяварман VII пожелал увековечить свой божественный лик в этих изображениях.

Помимо трехуровневого, как и многие другие постройки Ангкора, храма Байон любопытны и другие сооружения. Это Терраса прокаженного короля (императора Яшовармана I), Ворота победы и Королевский дворец. Это многочисленные изображения божеств на мостах и стенах Ангкор-Тхома. Это и Небесный дворец (Пхимиенаках), внешне сильно походящий на пирамиды майя и ацтеков. Говорят, он был обит золотом, как пагоды Пагана.

Посвященный Вишну Ангкор-Ват, на ряду с Ангкор-Тхомом притягивающий к себе наибольшее количество туристов, возвели всего за три десятилетия, во время правления Сурьявармана II. Анкгор-Ват считается самым крупным в мире ритуальным комплексом, и по праву: его территория (200 га) превышает площадь Ватикана. Как и Ангкор-Тхом, этот комплекс надежно защищен от посторонних ног: ров шириной в 200 м (согласно преданиям, в нем жили крокодилы), затем стена, словно бы крепостная. Главное здание Ангкор-Вата представляет собой храм с тремя лотосоподобными башнями. Трехуровневая система Ангкор-Вата устремлена к прасату (65 м), который, конечно же, символизирует собой гору Меру, обитель богов. Все три уровня соединены между собой сложными системами запутанных коридоров и многочисленными лестницами. После своей смерти создатель этого чуда Сурьяварман II пожелал быть упокоенным в Ангкор-Вате, чтобы никогда более не расставаться со своим детищем. Даже после того как столица Камбоджадеши была покинута, в Ангкор-Вате жили буддистские монахи, старательно поддерживая комплекс в жизнеспособном состоянии, чем и объясняется лучшая сохранность Ангкор-Вата по сравнению с другими постройками.

Согласно распространенным версиям, всюду ищущим и находящим тайный смысл, протяженность четырех дорог Ангкор-Вата является проекцией длительности четырех мировых эпох индуизма: Двапара-юги, Трета-юги, Сатья-юги и Кали-юги.

Пожалуй, Бапуон мог стать самым красивым и видным храмом Ангкора, но у кхмерских строителей не было достаточных возможностей, чтобы вдохнуть жизнь в то, что рисовали в их воображении боги. В центре каждой стены всех трех прямоугольных уровней храма фонтанами брызг устремляются ввысь башни, создавая обманчивое впечатление крестообразности всей по стройки. Венчает это благолепие прасат, также в форме креста.

Бапуон удивителен во всем: например, до сих пор сохранилась лестница, связывающая второй уровень здания с третьим. А дорога к храму… висит в метре над землей. Да, она опирается на столбики, но впечатление складывается незабываемое: будто, отринув все земное, идешь по воздуху. Возможно, кхмерские архитекторы именно это имели в виду, создавая такой необычный путь к Бапуону. Но, может быть, несколько столетий назад храм просто окружала вода…

Заключение.

Работы по восстановлению Ангкора еще не окончены, и мешают ученым не только джунгли, прочно вцепившиеся в дворцы, храмы, лечебницы и монастыри столицы, но и сами древние кхмеры. Их принципы строительства не предполагали использования каких-либо скрепляющих растворов, камни соединялись замковым способом. Поэтому сейчас очень сложно определить, где находился тот или иной элемент; город приходится буквально собирать по кусочкам, как конструктор. В этом помогают современные технологии: в компьютер заносятся изображения найденных камней, а он моделирует из них здания прошлого.

Осматривая Ангкор, не стоит забывать о том, что он — одна из главных причин падения Камбоджадеши. Память об этом придает особенный, терпкий вкус проникающим в самое нутро, достающим до глубин человеческой души впечатлениям.

Поделиться фактом!

0

Похожие факты:

Интересные факты о Финляндии
Интересные факты об Испании
Афины в эпоху античности
Центр Поднебесной
Интересные факты об испанских традициях

Ответить через ВКонтакте:

Ответить

© 2019 Интересные Факты. Все права защищены. Копипаст зло!.